Российский волейбол хайпанул на футболистах.
30 июля 2018
Вот уже два дня общественность бурно обсуждает, что российским футболистам присвоили звания заслуженных мастеров спорта. Шум подняли Екатерина Гамова и Дмитрий Мусэрский.
Всё началось с поста Гамовой в инстаграме. Волейболистка выразила вполне логичную мысль: «Почему кому-то чтобы получить звание ЗМС нужно выиграть чемпионат мира или стать призёром Олимпийских игр, а кто-то получает его лишь за выход в 1/4 финала!».
Известность Гамовой сделала своё дело – её цитата стала стремительно разлетаться по интернет-ресурсам, подняв не волну, а целое цунами из высказываний на эту тему. Мусэрский был в числе тех, кто поддержал Екатерину, заявив, что для него значок ЗМС теперь потерял ценность: «Да, этот значок толком не даёт никаких привилегий по жизни, но это высшая награда в спорте и, уверен, каждый спортсмен в России мечтает ее получить! А высшая награда не может быть за восьмое место».
И Екатерина, и Дмитрий в своих постах акцентировали внимание на том, что российские футболисты молодцы и к ним нет никаких претензий, а вот к Павлу Колобкову и его министерству спорта – большие вопросы. Но на это мало кто обращал внимание, и в итоге всё ушло в плоскость «волейболисты гонят на футболистов».
И вот (о чудо!) волейбол на главных страницах всех спортивных сайтов, а под материалами сотни комментариев. Когда еще такое будет? Известно когда – после следующего скандала. Увы, российский волейбол на широкое медиа-пространство выходит только в таких случаях.
В сентябре 2014 года каждый спортивный и общественно-политический ресурс смаковал приключения главного шоумена российского волейбола Алексея Спиридонова в Польше. Сначала игрок сборной России якобы плюнул в депутата польского сейма, а затем «расстрелял» из воображаемого автомата польских болельщиков – за этот жест он был дисквалифицирован на два матча.
Весной 2016 года хитом в СМИ стало видео, на котором охранник ночного клуба несколькими ударами отправляет в реанимацию главного тренера кемеровского «Кузбасса» Дениса Матусевича.
Прямо накануне Рио-2016 мельдоний нашли у потенциального игрока олимпийской сборной России Александра Маркина и уж это событие на фоне информационной войны с западом охотно обсуждали на всех сайтах и телеканалах.
В 2017 году снова скандал – игрока «Факела» Александр Кимерова высадили из самолёта авиакомпании «Победа». Эта история обсуждалась и в Госдуме, и на Первом канале. За волейболиста в юмористической манере заступился даже Иван Ургант.
Вот и получается, что о российском волейболе вспоминают в исключительных случаях, в основном – скандальных. Информационные поводы создаются случайно. Всё остальное время раздел «волейбол» находится где-то между «Формулой-1» и «прочее».
А всё потому, что в российском волейболе нет никакой системы, в том числе маркетинговой. Похмелье руководителей Всероссийской федерации волейбола после триумфа на Олимпиаде-2012 оказалось таким затяжным, что лучший момент для популяризации клубного волейбола в стране был самым безобразным образом упущен. Величайшая победа никак не была монетизирована за счёт раскрутки национального чемпионата – одного из сильнейших в мире.
Только в ноябре 2017 года генеральный секретарь ВФВ Александр Ярёменко заявил, что организация займётся маркетинговой работой. Пять лет спустя! Причём с инициативой выступили сами клубы, как в свое время и с идеей обязательных трансляций матчей в интернете. Проблема в том, что федерации весь этот маркетинг совершенно не нужен. Какая ей разница сколько зрителей на трибунах и какое качество картинки в трансляциях? Федерация – общественная организация, и её не интересует ничего, кроме сборной. За её победы вручают дипломы и награды, а внутренний чемпионат – исключительно полигон для сборников, где главное – лишь спортивная составляющая.
И так будет всегда пока не появится профессиональная волейбольная лига, которая будет ориентирована на коммерческую модель. Разговоры об этом ходят уже лет пятнадцать, но нет особо заинтересованной стороны, которая повела бы за собой других. Благосостояние российских клубов сейчас таково, что в ближайшие годы на подобную революцию они тоже не решатся. Разумеется, «чемпионат России по волейболу» будет значительно уступать брендам КХЛ, РПЛ и Единая лига ВТБ.
В 2014 году Всероссийская федерация волейбола провела ребрендинг, заказав его у студии Артемия Лебедева. Казалось, что красивая обёртка это начало маркетингового прорыва, но продолжения не последовало. Теперь у руководителей федерации наверняка есть красивые визитки, но у российского чемпионата всё равно нет нормального сайта, нет ютуб-канала, нет аккаунтов в твиттере и ВКонтакте, нет команды профессиональных маркетологов. Продвижением волейбола занимаются лишь сами клубы и игроки.
Так что Екатерина Гамова – большая молодец! Могла промолчать, но не стала. «Катюшка хотела хайпануть, наверное», – сказал в одном из интервью Спиридонов. Вряд ли Гамова, которая никогда не была обделена вниманием, стремилась именно к этому, но получилось удачно. О российском волейболе все говорили целых два дня.
Источник: sport.business-gazeta.ru/article/224478/