Денис Земчёнок: «Выступление за казанский «Зенит» – апогей карьеры в России».
18 ноября 2016
Диагональный «Зенита» Денис Земчёнок в интервью «БИЗНЕС Online» рассказал о том, как зарабатывал извозом, признался, что болеет за хоккейный СКА и объяснил, почему книги лучше сериалов.
|
Денис Земчёнок |
Фото: Роман Кручинин / zenit-kazan.com |
29-летний леворукий нападающий пополнил казанскую команду минувшим летом, а до этого два сезона был одним из лидеров новосибирского «Локомотива».
«УВОЛИЛИ С РАБОТЫ ЗА ПЕСОК В МАШИНЕ»
– «Самый главный весельчак в команде – Денис Земчёнок. По-моему, у него улыбка с лица не сходит», – сказал про вас бывший одноклубник по «Локомотиву» Никита Аксютин.– У меня такой склад характера – я оптимист по жизни и стараюсь во всем видеть позитив. Никита, конечно, немного преувеличил, но в большинстве случаев действительно не вижу причин грустить. Хотя бывают моменты, когда совсем не до улыбок.
– Наверняка после поражений.
– Да, но всё равно не стоит посыпать голову пеплом. Нужно делать правильные выводы и двигаться дальше.
– Когда российские футболисты после Евро-2016 быстро забыли о неудаче, общественности это не очень понравилось.– Потому что это было слишком уж вызывающе и неуместно. У меня в начале карьеры была схожая история. После проигранного матча мы с другом пошли в бильярд, чтобы немного отвлечься. Разумеется, были там замечены. На первой же тренировке нам высказали претензии, объяснив, что такое поведение непозволительно. Когда тебе 18 лет, ты ходишь без шапки в холодную погоду, совершаешь другие необдуманные поступки. Это просто юношеские протесты. Уже позднее пришло понимание, что если ты профессионал, то должен им быть как на площадке, так и за её пределами.
– Правда, что в начале карьеры вы подрабатывали таксистом?
– Не совсем таксистом. Я развозил по домам поваров, официантов и других сотрудников кафе и ресторанов, которые работают допоздна. Смена обычно начиналась в полночь и заканчивалась в районе трех часов. В «Автомобилисте» были тяжелые времена, зарплату не платили несколько месяцев, а кредит за машину надо было выплачивать. Пришлось искать работу. Тогда хватало здоровья спать по ночам не по восемь, а по пять часов. Старался компенсировать это дневным сном между тренировками.
– Долго проработали?
– Уволили через месяц.
– За что!?
– В один из выходных вместе с друзьями открыли сезон пляжного волейбола. Вся машина, естественно, была в песке. Не успел почистить. Ну, и повез какую-то важную девушку. Она донесла начальству и мне сказали, что в моих услугах больше не нуждаются после такого отношения. Возможно, с моей стороны это действительно было непрофессионально.
– Что было дальше?
– Ситуация в клубе стабилизировалась и больше подрабатывать уже не приходилось.
|
|
Фото: Роман Кручинин / zenit-kazan.com |
«НА ПЕРВУЮ ЗАРПЛАТУ КУПИЛ CD-ПЛЕЕР»
– Помните, на что потратили свою самую первую зарплату?
– Когда закончил школу и подписал контракт с «Автомобилистом», получил три тысячи рублей. Помню, перед сборами купил CD-плеер. Отец, по-моему, добавил сто рублей. Год спустя зарплата подросла и я перестал черпать деньги из родительского бюджета.
– Насколько важно было для вас стать финансово независимым?
– Не скажу, что это было очень важно. Родители никогда не оказывали на меня чрезмерного давления. Я благодарен им за либеральное воспитание. У меня всегда была большая степень свободы. Наверное, поэтому и не было стремления сбежать из-под контроля. Думаю, что свою дочь буду воспитывать в этом ключе.
– После известных событий в Пскове по центральным каналам призывают родителей более строго контролировать своих детей.
– В любом случае, нет какого-то шаблона по воспитанию ребёнка, потому что у любой личности свой характер. Я сужу по своему окружению – никого дома не запирали и ремнем не пороли, но все выросли приятными и адекватными людьми.
– Вы очень здорово провели сезон 2014/15 в «Локомотиве». Появление ребенка дало такой импульс?
– Думаю, это стало одним из факторов. Был большой эмоциональный подъем, воодушевление.
– Когда узнали о рождении дочки?
– Мы были на выезде в Перми. Звонок застал меня на тренировке. Нахлынули приятные чувства, все поздравили, но уже через пять минут пришлось вернуться к работе.
– Неужели не отпустили домой?
– Нет, у нас была серия гостевых матчей. Из Перми мы сразу отправились в Сургут. Уже после этого вернулся в Новосибирск и забрал жену с дочкой из роддома.
|
Денис Земчёнок с семьей |
Фото: Instagram |
– А как познакомились с будущей женой?
– Она работала в Академии Платонова в магазине экипировки, который располагался прямо на входе. Так что видели друг друга каждый день. Так и завязались отношения.
– Долго думали над предложением?
– Я практически сразу понял, что Даша – та девушка, с которой мне будет легко и комфортно. Но всё упиралось в финансы, зарплата тогда была скромная. В итоге летом 2008 года помог клуб и лично директор Виктор Сидоров, иначе со свадьбой пришлось бы повременить.
«ХЕЙТЕРЫ БУДУТ ВСЕГДА»
– Вы себя считаете уральским или питерским парнем?
– Питерским. Я родился в Нижней Туре, но мне было всего три года, когда родители переехали в Санкт-Петербург.
– Были на «Петровском»?
– Конечно! Наверное, нет ни одного петербуржца, который не следит за футбольным «Зенитом». Я – не исключение. Волей судьбы я играю в волейбольном «Зените», а домашняя арена называется «Санкт-Петербург».
– Когда уже футбольному «Зениту» достроят стадион?
– Ситуация, как говорится, хоть плачь, хоть смейся. Обидно, что затянувшееся строительство нового стадиона волей-неволей создает негативный фон вокруг команды, хотя она не имеет к этому никакого отношения. В Питере я ходил не только на футбол, но и на баскетбол, и на хоккей. В КХЛ болею за СКА.
– СКА в российском хоккее все ненавидят. В волейболе, кстати, не любят «Зенит».
– Хейтеры и ненавистники всегда были и будут. Когда есть команда-лидер, все остальные консолидируются. Если говорить о волейболе, то лично я никакого негатива не чувствую, когда мы приезжаем в другие города. Наверное, всё это на уровне переписки на форумах и в комментариях.
|
|
Фото: Роман Кручинин / zenit-kazan.com |
– Два сезона вы были одним из лидеров «Локомотива». Почему решили перейти в «Зенит»?
– Потому, что это лучший клуб страны. Выступление за «Зенит» – апогей карьеры в чемпионате России. Все хотят попасть в казанский клуб, все говорят об отличных условиях для работы. Грех было не воспользоваться таким шансом, когда поступило предложение. Что касается мотивации, то хочу помочь команде выиграть титулы.
– Как вы считаете, почему мы так редко видим аншлаги на волейболе?
– Трудно сказать. Наверное, сейчас у людей стало больше выбора развлечений, чем раньше. Внимание молодежи рассеивается. Возможно, поэтому нынешнее поколение реже выбирает спорт. Всё можно посмотреть по телевизору или в интернете, всё можно узнать в соцсетях. Конечно, хочется, чтобы люди не только смотрели в телефон, но и чаще поднимали голову – вокруг много всего интересного.
– Вы, кстати, одно время были достаточно активны в соцсетях, но потом забросили.
– В 2012 году я получил тяжелую травму – разрыв крестообразных связок. Времени было много, с этим и связана активность.
– Первые мысли после травмы?
– На самом деле был момент, когда появилось беспокойство. Что, если не смогу вернуться в волейбол? Как буду кормить семью? Но меня успокаивали – говорили, что через восемь месяцев даже вспоминать не буду о травме. Благо, уже через две недели после операции началась активная работа по реабилитации и все эти мысли ушли. Постепенно прежние физические кондиции вернулись и я действительно смог играть, как прежде.
– В начале нынешнего сезона вы вместе с одноклубниками по «Зениту» посетили центр реабилитации детей с ДЦП. С какими чувствами оттуда вышли?
– Вы знаете, я не увидел в глазах детей печали или вселенской грусти. Да, детишки с физическим недугом, но они жизнерадостные. У них многому можно поучиться. Меня это вдохновило.
«ВОРОНКОВ ЗАКРЫВАЛ КОМАНДУ НА БАЗЕ»
– В 2014 году вы в составе сборной России отыграли всю Мировую лигу, но на чемпионат мира не поехали.
– Конкуренция была большая и тренер принял такое решение. В любом случае, для меня попадание в сборную и работа с лучшими игроками страны стала колоссальным опытом. Каждый день был как праздник. Я не оставляю надежды вернуться в сборную.
|
Земчёнок в составе сборной России |
Фото: fivb.org |
– В чем особенность Андрея Воронкова? Чем он отличается от других тренеров?
– Не возьмусь оценивать тренировочный процесс. Это будет некорректно с моей стороны. Что касается подхода к работе, то Воронков очень требователен. Кроме того, у него был несколько олдскульный метод – он закрывал команду на базе, стараясь исключить любые факторы, которые могут помешать игрокам. Мне казалось, что все профи и это ни к чему, но бывали случаи, что кто-то дома палец порежет, кто-то заболеет перед важным матчем. Поэтому заезжали на базу. Ни до, ни после, я с подобным не сталкивался.
– Вы не играли в суперлиге за «Автомобилист», но успели сыграть за «Спартак».
– Да, в сезоне 2004/05 команда из Санкт-Петербурга играла под этим названием и я в 17-летнем возрасте дебютировал в суперлиге. Это было очень круто. Тогда в «Белогорье» была великая плеяда игроков, у «Искры» был очень сильный состав. К сожалению, после того сезона наша команда свалилась в высшую лигу «А», а потом и «Б». «Автомобилист» поднимался с низов за счет своих воспитанников. Росли мы, росла и команда. В итоге в 2011 году мы вернулись в суперлигу, а летом меня пригласили в краснодарское «Динамо».
– Там вы впервые играли с легионерами. Какое впечатление оставили Марлон и Ян Штокр?
– Очень яркое. Марлон вел себя как наставник, ему нравилось общаться с молодыми игроками, объяснять им какие-то вещи. Было полезно получать советы от такого опытного волейболиста. Штокр был очень серьезным конкурентом. Думаю, это мне позволило вырасти в Краснодаре.
– А что скажете о легионерах «Локомотива» Лукаше Дивише и Ореоле Камехо?
– Лукаша сложно воспринимать как иностранца. Он почти в совершенстве владеет русским языком. Только сообщения пишет латинскими буквами. Что касается Камехо, то до этого я не сталкивался с людьми с такими физическими данными. Его можно сравнить с Леоном. Очень прыгучий, резкий. Часто вся игра строилась через него.
|
Земчёнок в составе «Локомотива» |
Фото: Александр Лукин / lokovolley.ru |
«КНИГИ ИНТЕРЕСНЕЕ СЕРИАЛОВ»
– Обычно у всех левшей прозвище Левый. А у вас?
– Меня с детства по фамилии называют Зёма.
– Были сложности из-за того что вы левша?
– Разве что в школе размазывал по тетрадке всё что написал гелевой ручкой. А в волейболе проблем не было. Вообще, в спортшколе я был связующим, затем доигровщиком. Только после двух лет в «Автомобилисте» стал диагональным.
– Чьи постеры у вас висели в комнате в юности?
– У меня мама учительница русского языка, поэтому висели всякие таблицы со спряжениями глаголов и другими правилами. Были какие-то постеры с автомобилями, но у меня никогда не было страсти обклеивать комнату.
– Что вам нравится больше всего, кроме волейбола?
– Путешествовать. Прошлым летом с семьей и друзьями летали отдыхать на другой край света – на Бали. Никогда раньше не были в странах юго-восточной Азии. Первый отпуск с дочкой получился отличным.
– Говорят, что во время перелетов у вас в руках всегда книга. Мама пристрастила к чтению?
– На самом деле в детстве не любил читать. Какую-то обязательную программу для галочки выполнял, но боюсь, что это всё быстро вылетало из головы. Уже когда начал много летать, начал перечитывать многие книги из школьной программы, осознавая их смысл. Сериалы? Думаю, они не достигли того уровня, как литература. Книга развивает воображение, логику, мышление. Для меня книга всегда будет интереснее.
– Три книги, которые должен прочитать каждый?
– Трудно давать такой совет. В 7-м классе «Робинзон Крузо» был для меня верхом литературного искусства. Меняются интересы, меняются любимые жанры. В последнее время мне интересно читать книги о политике и экономике. Если говорить о современниках, то из фантастики порекомендовал бы произведения Лукьяненко. У него легкий язык, интересные сюжеты. Из детективов нравятся книги Акунина. В последнее время перечитываю классику – Булгакова, Достоевского. Я иногда и себя спрашиваю: какие книги самые значимые? Мне кажется, каждая следующая прочитанная.
ДОСЬЕ «БИЗНЕС Online»
Денис ЗЕМЧЁНОК
Амплуа: диагональный
Дата рождения: 11 августа 1987 года
Место рождения: Нижняя Тура, Свердловская обл.
Рост: 203 см
Карьера: «Спартак» / «Автомобилист» (Санкт-Петербург) – 2004 - 2011; «Динамо» (Краснодар) – 2011 - 2014; «Локомотив» (Новосибирск) – 2014 - 2016. С 2016 года в «Зените».
Достижения: серебряный призёр клубного чемпионата мира (2016), обладатель Суперкубка России (2016),
Сыграл 14 матчей в составе сборной России.
Источник: http://sport.business-gazeta.ru/article/177409