Игорь ЧУТЧЕВ: волейбольный папа.
18 ноября 2016
Он планировал стать детским тренером, но связал свою жизнь с большим спортом. И теперь его «дети» - игроки мужской команды «ФАКЕЛ». Для них Игорь Чутчев – не только главный тренер, но и тот, кто способен понять, прислушаться и помочь, когда это необходимо. О том, почему тренер должен быть прежде всего человеком, мы сегодня и поговорили с наставником мужской команды «ФАКЕЛ» Игорем Чутчевым.
- Игорь Сергеевич, вы же знаете каждого своего подопечного не только как игрока, но и как личность, со всей его околоволейбольной жизнью. Это тоже часть вашей работы?
- Если мы хотим, чтобы атмосфера в команде была хорошей, нужно знать и о том, что у игроков происходит вне волейбольной площадки. И я стараюсь быть в курсе всех дел наших волейболистов:, кто женатый, кто холостой, у кого как в семье, а когда возникают какие-то личные дела –например, приезжают жены, родители, дети, я всегда стараюсь идти навстречу. У нас, как и у всех спортсменов, очень много разъездов: чемпионат страны, различные Кубки, Еврокубки – бывает так, что игроки заезжают домой буквально чтобы взять чистую одежу. И дети без них растут. Накапливаются еще какие-то элементарные бытовые дела – ножи наточить, документы оформить, в садик устроить ребенка, с женой сходить в кино. Все это - тоже часть нашей жизни, которую нельзя игнорировать, и если игрок будет во время сборов или игр думать о том, как там его жена справилась с тем или иным вопросом, это беспокойство может сбивать его с нужного настроя. Мы понимаем все это и стараемся дать парням возможность повидаться с семьями, побыть дома лишний раз, чтобы там все было хорошо, спокойно и потом не влияло на игрока в ходе матча.
- Но и ваша семья видит вас не чаще…
- Да, я бываю дома так же, как и вся наша команда. Супруга с сыном, конечно, расстраиваются, когда узнают, что я надолго уезжаю, но относятся с пониманием. И это очень важно. Тылы должны быть надежными, и не только у волейболиста. Если тебя поддерживают, ты способен на большее. А если нет, начнешь распыляться, метаться между делом всей жизни и любимой женщиной… Все это в итоге может привести к разрыву. Любой спортсмен мечтает выйти на высокий уровень, играть в сборной, защищать честь страны на мировых первенствах, Олимпийских играх. А это, конечно, лишает игрока свободного времени. Но когда ты пришел к своей мечте, а тебе говорят - выбирай, или я или волейбол, тут, конечно, сохранить здоровые отношения непросто. В нашей команде, к счастью, я такого не видел – игрокам, у которых есть семьи, жены никаких ультиматумов не выставляют. А холостые ребята, надеюсь, дальнейшем найдут понимающих спутниц. И с поддержкой своих вторых половинок добьются еще больших успехов.
- Вы сказали про мечту. А кем вы сами метали стать в детстве?
- Я не планировал становиться профессиональным спортсменом. Закончил спортшколу, поступил в институт физкультуры и думал, что смогу быть детским тренером. У меня почти получилось – коллектив у нас сейчас молодой (смеется). Ребята все разные, со своими характерами, но я стараюсь все учитывать, нахожу с ними общий язык. Может быть, я иной раз мягче чем нужно, но наши парни все сознательные, заставлять никого не надо. Молодые игроки понимают, что у них сейчас такое время, когда надо вложить, чтобы потом получить. И все тренируются, чтобы играть. Каждый из них хочет быть на площадке, но, к сожалению, не всем хватает игрового времени. Я часто переживаю, что не могу выпустить того, кого хотелось бы. У нас, например, есть Денис Богдан, он тоже стремится играть, ему нужно возвращать ту форму, которая была у него перед началом сезона, до травмы. И постепенно я подключаю его, он уже начал помогать нам на играх. Валя Безруков, Ваня Яковлев – это люди, которые могут решать в нужные моменты, и мы будем стараться чаще их задействовать. Валентин - хороший связующий, мы в нем заинтересованы. А Ваня сейчас достойно заменил Илью Власова, получившего травму. В общем, стараемся давать возможность играть всем, на том уровне, к которому игрок готов.
- Когда смотрите на ребят, вспоминаете себя во времена игроцкой молодости? Какие-то параллели с самим собой проводите, чтобы лучше понять своих подопечных?
- Тут смотря с кем себя сравнивать. У нас, например, есть ребята, в своем молодом возрасте добившиеся таких результатов, о которых я в их годы и мечтать не мог. Гораздо чаще я все-таки думаю над собственными тренерскими действиями. Анализирую, мог ли я еще чем-то помочь команде. Где-то тренерская установка не сработала, кого-то передержал на площадке, что-то нужно было поменять по ходу - всегда думаю над своими ошибками и потом стараюсь их не повторять. Все мы ошибаемся, и сделать это один раз – нормально, а вот повторить ошибку – уже непростительно. Например, была у меня ситуация в одном из матчей, когда не нужно было менять игрока на подачу. Но я попробовал – не получилось, и больше я такого делать уже не буду. А когда замена работает, значит, ее нужно использовать в дальнейшем. Все эти вещи я обязательно прокручиваю для себя еще раз, делаю выводы.
- Наблюдая за тренерами команд во время игр, я пришла к выводу, что вы – одни из самых спокойных наставников. Как удается контролировать эмоции?
- Просто во время матча я думаю, как помочь команде, какие действия предпринять, тут нужна холодная голова. Чтобы я повышал голос на кого-то из парней – такое очень редко случается. Просто я уверен, никто из игроков ошибок специально не совершает. И лучше эту ситуацию потом на тренировке проработать, чтобы игрок в дальнейшем более уверенно действовал на приеме или подаче. Все моменты мы обсуждаем вместе с парнями. Ведь я тоже могу ошибаться. Тут схема простая: если я сказал, игрок не сделал и выиграл – он молодец. Если я сказал, он не сделал и проиграл – получает нагоняй за это. Самое важное, чтобы мы пришли к какому-то общему мнению. Если я предлагаю вариант, а игрок говорит – нет, я знаю этого парня, против него нужно действовать таким образом, давайте попробуем. То давайте пробовать, я не против. Правильнее дать игрокам участвовать в принятии решения – когда они сами что-то предлагают, то относятся более внимательно и ответственно к своим действиям. Чаще всего это срабатывает.
- Какие у вас сейчас тренерские мечты и планы? Ваши подопечные участвовали в Олимпийских играх, что будет следующим вашим достижением?
- Все мои тренерские планы сейчас связаны с клубом. Надеюсь, что мне хватит мудрости и удачи (в спорте удача - немаловажный фактор) с этой командой достичь всех наших целей.. Сейчас мы играем в Кубке Вызова, где выступают сильные команды. В прошлом сезоне нам немного не хватило, будем в этом году стараться привезти этот Еврокубок в Россию, в Новый Уренгой, затем медали чемпионата страны. А там… можно начинать привозить сюда более престижные Еврокубки, в Лиге чемпионов поиграть. Хочется уже выйти на высокий уровень и чего-то там добиться. И сделаем все, чтобы в наших турнирах – Кубке и чемпионате России- забраться в итоге как можно выше.
- Чемпионат России в этом году жесткий, это все отмечают.
- Да, действительно, непростой. И к нам уже относятся не как к новичкам, молодой команде, которая в прошлом году смогла кого-то обыграть просто из-за недооценки. Теперь на нас уже настраиваются. И те, кто задавался вопросом, почему в сборную на Олимпиаду взяли Клюку и Волкова, а не их, выходят сейчас на площадку против Димы и Егора и доказывают тренеру и самим себе, что они не хуже. Знаю это по себе, в свое время мы ходили на открытые тренировки ЦСКА, смотрели восторженными глазами и потом этой энергии, которой там заряжались, хватало на месяцы. Мы пытались пробовать все, что они делали - подачи по мишеням и многое другое, что подсмотрели. Ты горишь, тебя прямо распирает - «я тоже так смогу», и тренируешься с особым чувством. Так и здесь – каждый амбициозный игрок, который уважает себя, будет выходить против Клюки и Волкова и доказывать, что он тоже хочет попасть в сборную, что он этого достоин. Так что борьба в чемпионате идет серьезная. В этом сезоне все будут играть на победу, потому что она в итоге определит положение в турнирной таблице. И мы будем стремиться именно к этому - побеждать.