Пламен Константинов: «Могу пережить сибирские морозы без водки».
7 октября 2016
Болгарский тренер – о российском менталитете, профессионализме, политике и перспективах возглавить сборную России.
На старте волейбольной Суперлиги новичок этого турнира сосновоборское «Динамо», представляющее всю Ленинградскую область, победило на выезде красноярский «Енисей» — 3:2. В первом же домашнем матче в Академии Платонова был аншлаг, но продолжить победную серию «бело-голубым» не удалось. Новички Суперлиги в трех сетах уступили новосибирскому «Локомотиву».
Перед началом нынешнего сезона эту команду возглавил болгарский тренер Пламен Константинов. За сборную своей страны он играл целых 15 лет, с 1994 по 2009 год. Во время Олимпиады в Пекине в пробе крови Константинова было обнаружено повышенное содержание тестостерона, и он был отстранен от участия в Играх. Капитан болгарской сборной не смирился с таким вердиктом, прошел повторное тестирование в независимой лаборатории в Софии, восстановил свое доброе имя и вернулся в Пекин. Успел сыграть заключительный матч группового турнира после сборной Венесуэлы и четвертьфинальную игру против российской команды.
В Болгарии после этого случая Константинов стал очень популярным человеком. Он даже победил в конкурсе «Мужчина года», опередив по результатам всенародного голосования знаменитого футболиста Димитара Бербатова и многих деятелей политики и культуры. Одна из политических партий летом 2009 года выдвинула капитана волейбольной сборной Болгарии в качестве кандидата на выборах в парламент.
Завершив карьеру игрока, Константинов успешно проявил себя на тренерском поприще. Четыре сезона он проработал в российской Суперлиге. В июне 2011 года возглавил клуб «Газпром-Югра» из Сургута, за который выступал пятью годами ранее. Под руководством болгарского специалиста сибиряки вышли в плей-офф и в первом раунде сенсационно обыграли «Белогорье». Сам же Константинов перешел работать в нижегородскую «Губернию», и в первый же сезон в этом клубе отметился серией из 13 побед подряд. Нижегородцы завоевали право играть в Кубке ЕКФ и дошли до финала этого турнира.
Летом прошлого года Пламен оставил Нижний Новгород, чтобы сосредоточиться на работе со сборной Болгарии, которую он возглавляет с 2014 года. Увы, пробиться в Рио по итогам европейской квалификации болгарам не удалось. Константинов же летом подписал контракт с новосибирским «Локомотивом». Согласитесь, нельзя было упустить возможность побеседовать со столь яркой и неординарной личностью.
«Зенит» — это космос
- Вы вернулись в российскую Суперлигу после годичного перерыва…
— Прежде всего могу сказать, что приятно вернуться. Хотя стало заметно, что в российском волейболе стало меньше денег. Когда я работал в Сургуте и Нижнем Новгороде, было шесть-семь клубов, ставивших перед собой максимальные задачи. Сейчас очень заметен отрыв лидеров от остальных, а казанский «Зенит» — это вообще космос! Эта команда живет в другом измерении.
- Вы покинули нижегородскую «Губернию», чтобы сосредоточиться на работе со сборной Болгарии. Тренер национальной команды должен быть освобожденным?
— Это, как говорят в России, палка о двух концах. С одной стороны, тренер сборной должен заниматься только ею, не отрываясь на заботы о клубе. Только такой подход хорош лишь для футбола, где у сборных есть плотный календарь матчей, и фактически раз в месяц тренер работает со своей командой. В других игровых видах у освобожденного тренера сборной простой, во время которого только смотришь волейбол, баскетбол или хоккей, составляет восемь-девять месяцев в году. Теряешь практику, квалификацию или, как говорят тренеры, чуйку.
- Поговаривают, что вас сватают на пост главного тренера сборной России…
— У меня был разговор на эту тему с руководителями Всероссийской федерации волейбола. Только у меня есть действующий контракт со сборной Болгарии, и я не брошу команду своей страны. После 2018 года будем смотреть, а пока разговор беспредметен.
Нужно спокойно проанализировать уроки Рио
- Многие российские спортсмены утверждают, что иностранцам не понять наш менталитет. Вы его понимаете?
— Отыграв сезон в России и проработав в Суперлиге в качестве тренера четыре сезона, я неплохо выучил русский язык и познакомился с российскими реалиями. К тому же болгары, как и те же сербы, близки к русским по менталитету. Да и не так уж важно, кто будет во главе сборной — российский специалист или иностранный. Главное, чтобы это был квалифицированный специалист. Сейчас весь мир глобализировался, и нельзя зацикливаться на паспортах.
- Перед Олимпиадой в Рио вы называли фаворитами мужского волейбольного турнира сборные Бразилии и России. Хозяева стали чемпионами, а команда Владимира Алекно остановилась в шаге от пьедестала…
— Сборной России не хватало Дмитрия Мусэрского, хотя я до последнего момента был уверен: он поедет в Рио. Да и форма Максима Михайлова была далека от лучшей. Комментировать, а уж тем более оценивать игру и результаты российской команды некорректно. Нельзя превозносить победителей до небес, а после первой же неудачи обрушивать шквал критики и начинать разборки. В спорте кто-то всегда побеждает, а кто-то остается за чертой пьедестала. Нужно спокойно и разумно проанализировать итоги турнира и двигаться дальше.
- Живя в России, следите ли за жизнью страны, или сосредоточены только на волейболе?
— А как можно отрешиться от российских реалий, когда здесь живешь? Интересуюсь не только волейболом и не только спортом.
- Недавно в России прошли выборы в Госдуму, и среди депутатов много спортсменов. Вы в 2009 году баллотировались в болгарский парламент. Можете объяснить, зачем спортсмены идут в политику?
— Спорт — это ведь тоже политика. Многие чемпионы, завершив карьеру, хотят внести свою лепту в спортивную политику. Для осуществления долгосрочных планов нужно иметь соответствующий статус. Не вижу ничего плохого в присутствии представителей спорта в политике. Они, по большому счету, и будут заниматься проблемами спорта, а не финансами или жилищно-коммунальным хозяйством.
- На Олимпиаде в Рио было заметно, как политика вмешивается в спорт. Могли ли российские спортсмены воспользоваться вашим пекинским опытом и отстоять свои права?
— Скажу свою правду, а правда всегда лежит между двумя полярными точками зрения. Болгария сейчас входит в Евросоюз, и я уже рассуждаю как гражданин ЕС. Вопрос ведь не в том, кто употреблял или не употреблял допинг. Расследование, проведенное с позиций западной идеологии, показало: в России есть система государственной поддержки применения запрещенной фармакологии. Если на допинге ловят американца или немца, никому и в голову не придет бросить обвинение в адрес государственных структур этой страны. Спортсмен, попавшийся на употреблении запрещенных препаратов, сам отвечает за свои грехи. Причем поводом для обвинений в адрес России стали действия предателей, которые сами пошли в WADA и выдвинули соответствующее обвинение. Потом их охотно подхватили в Европе и США. Такого, конечно, нельзя было допускать. В нынешней же ситуации нужно признать: были допущены ошибки, и будет сделано всё возможное для их исправления, а не заявлять: они плохие, мы хорошие. Причем такие заявления недопустимы с обеих сторон.
- Ваш старший брат — известный далеко за пределами Болгарии оперный певец. А вы пробуете петь?
— Ни в коем случае! Не люблю заниматься тем, в чем не являюсь профессионалом. Брат отлично прославляет нашу фамилию на оперной сцене, а я не пою.
- Даже после традиционного русского застолья?
— Я не пью. Друзья удивляются, как удается выдерживать без водки сибирские морозы. Бывает и такое.
- В Греции, где прошли лучшие годы вашей игровой карьеры, адаптировались так же быстро, как в России?
— Проблем не было никаких. Греция — страна балканская, православная. Язык учить было сложнее, но с этим справился быстро. Мне вообще легко даются иностранные языки, и, в какую бы страну ни приезжал, старался их выучить. Греки сейчас даже акцента во время разговора со мной не замечают.
- Греческие болельщики славятся своим буйным нравом и создают специфическую ауру на трибунах. Не скучаете по ней в России?
— Немножко не хватает такой публики. Хотя могу объяснить, почему так происходит. В Греции команды по всем игровым видам спорта принадлежат к одному клубу. В «Олимпиакосе» и «Панатинаикосе», «Арисе» и «Ираклисе» футбольные фанаты ходят на баскетбольные и волейбольные матчи. Иногда даже задумываешься, когда они работают. В России такого нет, и у каждого игрового вида спорта своя публика.
- У волейболиста Константинова было оригинальное прозвище Гиббон…
— Оно досталось мне в наследство от папы, известного болгарского волейболиста Георгия Константинова. Меня так называли нечасто. Разве что те, кто помнил, как играл отец.
Источник: sport-weekend.com