«СПИРИДОНОВ ПОСТУПИЛ КАК ПРОФЕССИОНАЛ»
Ностальгируете по временам в «Зените»?
– Я провел в команде пять сезонов и вспоминаю их с самыми теплыми чувствами. В «Зените» отличное руководство и персонал, было приятно с ними работать. Думаю, каждый игрок сейчас мечтает оказаться в Казани, даже запасным игроком.
– Спиридонов, например, сам ушел из «Зенита».
– Правильно сделал. Когда тебе 20 лет, будет польза даже если тренируешься с мастерами, а в 30 лет на первый план выходит игровая практика, ты постоянно должен быть в тонусе. Алексей в прошлом сезоне её в нужном объеме не получил. Он поступил как настоящий профессионал, который хочет развиваться и двигаться дальше.
– По ходу вашей карьеры пока было пять переходов. Полезно иногда менять команду?
– Отчасти это выход из зоны комфорта, как сейчас модно говорить. Даже если ты игрок с именем, на новом месте тебе всё надо доказывать заново, нужно давать результат. С другой стороны, если ты профессионал и всегда работаешь на сто процентов, то можешь расти, всю карьеру выступая за один клуб. Другое дело, что есть еще другие факторы: задачи команды, контракт, роль в команде, которую тебе отводит тренер. Лично я привык постоянно играть и для меня самое большое наказание – стоять «на банке».
– Запас в клубе и сборной воспринимается по-разному?
– Да. Игру за сборную ты рассматриваешь как долг своей стране. Я знаю много ребят, которые были готовы во время отпуска приехать и помогать сборной в тренировочном процессе, даже не имея шансов сыграть на каком-то турнире. Наверное, этим наш волейбол и отличается от футбола.
«НЕ ТЕРЯЮ НАДЕЖДУ СНОВА СЫГРАТЬ ЗА СБОРНУЮ»
– В 2012 году вас и Павла Круглова последними отцепили из состава олимпийской сборной. Тяжело переживали?
– Никакой обиды и разочарования не было. Сказал себе, что это мой максимум и, чтобы дальше играть в сборной, надо этот максимум поднимать. После победы команды в Лондоне было приятно, что тоже внес свой вклад в этот успех – все-таки работал со сборной три месяца – с 1 мая по 1 августа.
– 28-летний студент Абросимов в составе сборной России выиграл Всемирную Универсиаду-2011.
– По возрасту я проходил и реально получал второе высшее образование в Поволжской академии спорта, так что всё было по-честному. Тогда Универсиада проходила в Китае, а через два года должна была быть в Казани. Видимо, поэтому собирали боевой состав. Бразильцы, кстати, тоже привезли сильных игроков. Из нынешних игроков сборной были Уоллес, Маурисио, Эдер и Фонтелес.
– В 2007 году Владимир Алекно в интервью сказал: «Абросимов прибыл в сборную совершенно неподготовленным. Очевидно, что после окончания клубного сезона Саша не сделал ничего для поддержания формы. Тащить за уши в сборную я никого не буду».
– Помню-помню (улыбается). Я тогда играл в Белгороде. У меня был отпуск и защита диплома в Самарском экономическом институте. Ни о каком поддержании формы речи не шло, я действительно приехал в сборную в разобранном состоянии и не выдерживал конкуренции. Сам это понимал. А там не было времени на раскачку, сразу начался волейбол. С тех пор уделяю очень большое внимание поддержанию формы в отпуске.
– В составе сборной вы принимали участие в четырех розыгрышах Мировой лиги. Почему не удалось сыграть на более крупных турнирах?
– Прежде всего, потому что среди центров у нас сумасшедшая конкуренция. С Дмитрием Мусэрским тягаться сложно. Остается 2 - 3 места, за которые идет борьба. К сожалению, в прошлом году не удалось закрепиться в составе из-за травмы спины. Она так болела, что был момент, когда не мог даже нормально ходить. Но я не теряю надежду сыграть за сборную. Самое главное – на высоком уровне провести предстоящий сезон.
«ДИВИШ МНЕ ДРУГ, НО В РИО ЛУЧШЕ ВЗЯТЬ БАКУНА»
– Вы в «Локомотиве» поиграли с Лукашем Дивишем. Нужен он сборной на Олимпиаде в Рио?
– Сразу скажу – Лукаш мой большой друг. Было приятно с ним играть. Но истина дороже. Если выбирать между двумя натурализованными игроками, я бы взял в Рио Константина Бакуна. Возьмем ситуацию, что Максим Михайлов здоров и мы берем Бакуна. Учитывая временный дефицит хороших доигровщиков, появляется вариант с переходом на эту позицию Михайлова. Он может и неплохой прием обеспечить, и в атаке хорошо помочь. Но в любом случае, тренер лучше знает у кого какое состояние. Что для него важнее – мощь в диагонали или прием. При этом я не умаляю заслуг Дивиша, у него есть будущее в сборной. Он успешно играет в клубе, общается на русском, да и менталитет у него уже русский. Словак теперь просто прозвище. Но сейчас, когда олимпийская заявка всего 12 игроков и нужно выбирать между двумя натурализованными волейболистами, мне кажется, Бакун может быть полезнее.
– Сборная России пропускает «Финал шести» Мировой лиги. Это плюс или минус?
– Ни один игрок не скажет, что нам не нужен был «Финал шести». Но если более рационально смотреть на ситуацию, то нет ничего плохого в том, что сборная будет спокойно готовиться к Олимпиаде в Новогорске. Команда возрастная, здоровых игроков почти нет.
– Что скажете о выступлении сборной этим летом?
– Я смотрел все матчи Мировой лиги. Конечно, огорчало, что нет Михайлова - он ключевой игрок сборной. Одна из основных проблем – подача. В целом выглядели неплохо, но без подачи невозможно создавать разрыв в партиях. Хочется верить, что к Олимпиаде подача наладится.
«КАНТЮКОВ ВЕРНУЛ НАМ ДЕНЬГИ ЗА ПОКУПКУ WILD CARD»
– Вы были в «Зените» в том сезоне, когда игроки команды сами собрали 2,5 млн. рублей для покупки wild card в «Финал шести» Кубка России. Все скинулись без проблем?
– Некоторые возмущались самой ситуацией, что федерация такое придумала, но все скинулись равными долями. Не у всех на руках была такая сумма, поэтому пришлось занимать.
– Вы фактически ставили на себя. Не было страха потерять деньги?
– Страха не было. Мы были злыми и хотели доказать, что наш вылет на ранней стадии – это досадное недоразумение. Были уверены, что возьмем Кубок и отобьем эти деньги.
– «Зенит» проиграл в финале «Белогорью» и получил только 2 млн. Получается полмиллиона все-таки потеряли.
– Когда мы вернулись, президент клуба Рафкат Кантюков сделал широкий жест и вернул нам эту разницу. Видимо, его вдохновил наш поступок.
– Если продолжать тему Кубка России, то по некоторым данным вы стали лучшим игроком турнира в 2005 году.
– На самом деле тогда не было приза MVP «Финала четырёх», но я стал лучшим игроком финала. Это абсолютно точно – памятная статуэтка стоит дома. Я оба матча отыграл с ужасной температурой, но тогда не обращал на это внимания, потому что просто дышал волейболом. Первый сезон в «Белогорье», рядом принимает Сергей Тетюхин, пасует Вадим Хамутцких. Для меня, молодого парня, который еще совсем недавно играл за «Нову», это был сумасшедший стимул. В итоге тот Кубок стал для меня первым большим трофеем в карьере.
– Вы играли со многими крутыми связующими. Кто для вас эталон?
– Мне нравилось, как вел игру Валерио Вермильо, приятный пасующий. Но, разумеется, Ллой Болл – №1. То качество передач, та работоспособность, которую он показывал – с ним никто не может тягаться. Плюс харизма. По атмосфере в команде тот состав «Зенита», в котором выступали Болл и Сергей Тетюхин, я считаю лучшим. После каждого домашнего матча все игроки с женами отправлялись в ресторан. Сначала сидели парами, через какое-то время жены уже были отдельно, мы – отдельно. Это была идиллия. При такой атмосфере в коллективе каждая тренировка, каждая игра была удовольствием.
– Нельзя просто так взять и не спросить в интервью про Тетюхина.
– Конечно, ведь это выдающийся игрок. Жду когда Сергей сыграет с сыном. Было бы интересно.
«С ЧТЕНИЕМ БУМАЖНЫХ КНИГ ПОКОНЧЕНО»
– Ваш самый интересный сосед по номеру за время карьеры?
– Сто процентов, Алексей Обмочаев. Жили с ним и в студенческой, и в национальной сборной. С ним было весело.
– Но вы же совершенно разные по характеру!
– Это точно. Обычно, когда Лёха заходил в номер происходил примерно такой диалог: «Опять читаешь?» – «Да, возьми книжку, давай со мной» – «Не, пойду погуляю». Хотя бывало вместе играли в приставку. Он мне добавлял веселья, я ему – сдержанности. Хороший парень и игрок. А так у меня всегда были прекрасные соседи. Саша Богомолов, Максим Пантелеймоненко, Максим Михайлов, Станислав Ерёмин. Это из последних.
– Откуда у вас страсть к чтению?
– Уже и не помню. Но считаю, что чтение – лучшее развлечение. Хотя и компьютерные игры могут затянуть. Помню еще перед Олимпиадой в Лондоне у меня появился ключ от закрытого бета-теста «Доты 2». Я его размножил и пошла «зараза» по российскому волейболу (улыбается). Играли чуть ли не всей командой.
– Последняя книга, которую прочитали?
– «Поток» Даниэла Суареза. До этого прочитал две книги Питера Уоттса – «Ложная слепота» и «Эхопраксия». Это научная фантастика. Еще мне нравится научная литература по нейрофизиологии, работе сознания. Читал несколько книг Оливера Сакса.
– Похоже, у вас серьезная библиотека дома.
– С чтением бумажных книг покончено. С недавних пор читаю только в электронном виде. Тешу себя надеждой, что не покупая одну бумажную книгу, спасаю одно дерево.